1. Наименование изделия
Шагинитовые лютня и скрипка
2. Сфера применения
Музыкальные инструменты
3. Технические характеристики
Лютня (наиболее часто встречается):
43-46 мм в ширине от порожка, 56-58 мм в ширине от последнего лада, 400-430 мм в радиусе.
Вес: 5.00 кг
Скрипка:
Размеры и вес индивидуальны.
[font=Georgia]4. Описание устройства
Лютня:
Итак, перед нами лютня использующая в игре шагини, давайте рассмотрим ее части более подробно:
Гриф.
Грифы делают, в основном, из клена или красного дерева, порода дерева влияет на звук. Накладки (слой дерева в верхней части грифа на котором расположены лады) бывают палисандровые (темные), кленовые(светлые), реже , на дорогих инструментах, из черного дерева (черные).Материал накладки влияет на звук. Толщина грифа также влияет на звук - обычно «чем толще гриф, тем толще звук».
Корпус (дека).
От того, как резонирует дека зависит львиная доля звучания лютни, если дека «мертвая», то качественного улучшения звука вы не дождетесь.
Деки делают из ольхи, американской липы, ясеня (звонкое звучание), или из красного дерева (более мягкий, низкий, роковый звук).
Обычно дека состоит из нескольких кусков дерева и, чем их больше, тем вероятнее появление «волчков»- нот отличающихся по звуку от остальных. Оптимальное количество частей - 3. Дека наряду с грифом - важнейшие части гитары. В основном они определяют ее стоимость.
Система струн шагини.
Отличительная черта и сердце лютни. Состоит из шагинита, закреплённого в нижней части деки, проводника шагини, установленного на месте отверстия на обычной лютне и собственно струн.
Общеизвестно, что никак нельзя повлиять на потоки энергии шагини не обладая способностями мага, но на она вполне может влиять сама на себя. Этот принцип и использовал создатель этого инструмента.
Механизм действия таков. Подключённый к шагиниту (сердцу) проводник всегда насыщен энергией, что создаёт вокруг него плотное поле шагини. Соответственно сквозь это поле проходят и струны... В обычном состоянии они были бы не способны повлиять на это поле, но эту проблему обошли достаточно просто - по струнам пустили поток энергии от более мелкого кристалла спрятанного внутри деки. В результате механические колебания струн преобразуются в разночастотные пульсации шагини, которые через соединительный канал передаются "сердцу" лютни.
И вот тут приходит черёд четвертой части системы. По второму каналу Главный кристалл передаёт, через несколько преобразователей, на другой проводник, находящийся с стороне от основной системы (довольно часто в верхней части лютни). Там установлена тонкая мембрана, способная вибрировать в различных частотах. В её центр монтируется ещё один небольшой кристалл шагини для создания слабого, но чувствительного поля. Пульсации от проводника улавливаются этим полем и пропитанная энергией мембрана начинает колебаться, тем самым воспроизводя различные звуки.
Так же в деку вмонтированы несколько переключателей, подсоединённых к преобразователям и, который позволяют перенаправлять и изменять мощность потоков шагини внутри лютни.
Такое количество шагинитов в системе обеспечивает также и украшение инструмента, ведь пульсирующее сияние в такт музыке завораживает.
Скрипка:
Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, между которыми натянуты струны.
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутрь корпуса вставляется душка, сообщающая вибрации крышки днищу. Без этой маленькой детали тембр скрипки теряет живость и полноту.
На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и состав лака. При пропитке скрипки лаком он изменяет плотность исходного дерева. Степень влияния пропитки на звучание скрипки неизвестна, так как зависит в основном от структуры и особенностей самого дерева. После высыхания лак предохраняет скрипку от значительных изменений плотности дерева под влиянием окружающей среды. Лак окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.
Нижняя дека или «днище» корпуса делается из клёна, из двух симметричных половинок.
Верхняя дека или «крышка» делается из ели. Имеет два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). В середине верхней деки расположена подставка, над которой проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифнике).
Обечайки соединяют нижнюю и верхнюю деку, образуя боковую поверхность скрипки. Их высота определяет объём и высоту скрипки, принципиально влияя на тембр звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее звучание скрипки. Обечайки изготавливаются, как и днище, из клёна.
Душка — круглая еловая распорка, передающая вибрации деки днищу. Идеальное её расположение находится экспериментально, на что мастером иногда тратятся многие часы работы
Подгрифник, или струнодержатель, служит для крепления струн. Изготавливается из твёрдой породы чёрного или красного дерева (обычно эбенового дерева или палисандра соответственно). С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия со шлицами для крепления струн. Принцип крепления прост: конец струны с пуговкой продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц.
Петля — петля из толстой кишечной струны.
Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления петли подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и деки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг[8].
Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге к подгрифку — звук глуше, от него — более пронзителен). Подставка приподнимает струны над верхней декой на разном расстоянии для игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии друг от друга на плоскости, чем верхний порожек. Углубления для струн в подставке натирают графитовой смазкой, в составе которой используется масло для размягчения дерева.
Гриф скрипки — длинный брусок из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра). Со временем поверхность грифа или стирается или становится неровной. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.
Верхний порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Углубления в порожке натирают графитовой смазкой или графитом (графитовым карандашом) для уменьшения трения о струны и продления срока их службы. Отверстия в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга.
Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры. К шейке сверху крепится гриф и верхний порожек.
Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные клинья. Клин вставляется в конусное отверстие в колковой коробке. Они обязательно должны подходить друг другу, не вдавливаться без вращения в коробку, быть вставлены полностью в коробку — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки, и обязательно должны входить в конусное отверстие. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.
Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше — узнаваема только «пятка», «носок» изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой — резной головой льва, например.
Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.
В скрипке четыре струны:
первая («квинта») — верхняя, настроена на ми второй октавы. Металлическая сплошная струна «ми» имеет звонкий, блестящий тембр.
вторая — настроена на ля первой октавы. Жильная (кишечная или из специального сплава) сплошная «ля» имеет мягкий, матовый тембр.
третья — настроена на ре первой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «ре», обвитая алюминиевой канителью имеет мягкий, матовый тембр.
четвёртая («басок») — нижняя, настроена на соль малой октавы. Жильная (кишечная или из искусственного волокна) «соль», обвитая серебряной канителью, суровый и густой тембр.
Такова обычная скрипка. Скрипки шагини как правило переделываются на заказ как раз из этих инструментов. Её устройство не имеет кардинальных отличий от лютни. Используется всё та же система струн шагини. Вопрос заключается лишь в компоновке, иной частоте пульсаций энергии и иной манере игры. Скрипка куда меньше и разместить всё внутри порой не возможно и тогда порой жертвуют целыми частями корпуса, что довольно сильно влияет и на звучание. Каждый мастер компонует систему по своему и получается так, что каждая переделка звучит по своему.
На первых образцах этих необычных инструментов довольно часто можно было обнаружить гравировку "Р.М." Правда немногие знали, что это значит.